ГОД ВЫПУСКА: 1968
КИНОСТУДИЯ: «ЛЕНФИЛЬМ»
РЕЖИССЕР: Виктор Садовский
АВТОРЫ СЦЕНАРИЯ: Лев Кассиль, Виктор Садовский, Владимир Кунин
КОМПОЗИТОР: Владлен Чистяков
ГЛАВНАЯ РОЛЬ: Валентин Смирнитский
Вымышленная команда из города Ленинграда (чтобы никто не догадался, что эта песня про «Зенит»), вымышленные герои фильма, вымышленный соперник из вымышленного города, вымышленный решающий матч.
Действие кинокартины разворачивается в Ленинграде, во второй половине 60-х годов прошлого века. При этом в фильме также качественно и убедительно показывается «блокадный матч» 1942-го года.
Ленинградская команда «Заря» под руководством старшего тренера Андрея Таманцева (участника того самого «блокадного матча») выходит в финал престижного европейского «Кубка Северных морей», где на своем поле обязана обыграть западноевропейскую, разумеется, очень профессиональную команду - «Рифы» из загадочного Норгафена.
Таманцев оказывается в сложнейшей ситуации.
Его команда в чемпионате СССР выступает неровно, спортивное начальство и болельщики требуют немедленного улучшения игры, а он понимает, что только долгосрочная работа по становлению современного, качественного футбольного коллектива может принести важные и нужные плоды. Но со временем!
К тому же, верный своим принципам, за очередное грубейшее «нарушение спортивного режима» (весьма распространенная формулировка тех лет) Андрей Таманцев (в прекрасном исполнении актера Виктора Коршунова) отчисляет из «Зари» лидера команды Константина Малькова.
А еще в команде играет его приемный сын – Сергей Таманцев, любимец трибун и своей однокурсницы Жени.
Буквально за день до решающего матча перед тренером возникает внеочередная сложнейшая, нравственная дилемма: Сергей неожиданно является на базу только под утро, и тренер-отец решает отправить сына-игрока в запас.
Матч «Заря» - «Рифы», разумеется, собирает на ленинградском стадионе им. С.М. Кирова полный аншлаг и проходит в яркой упорной борьбе.
Судейство западного арбитра явно предвзято, соперники играют откровенно грубо и провокационно, но «Заря» придерживается тренерской установки на игру.
Счет многократно меняется, основное время заканчивается вничью 2-2, назначено дополнительное время.
И в эти минуты у «Зари» удаляют (разумеется, совершенно несправедливо!) ведущего футболиста Колесова. «Заря» пропускает досадный гол, а за 7 минут до конца игры тяжелую травму получает центральный нападающий ленинградцев – талантливый, юный Стародуб. Казалось, команда безнадежно проигрывает….
Таманцев решается выпустить на замену сына-Сергея, многие болельщики в этот момент покидают трибуны стадиона, не веря в счастливый исход матча. Но буквально на последней минуте Сергей Таманцев сравнивает счет и ликующий стадион узнает, что переигровка пройдет «на нейтральном поле».
Фильм заканчивается на прекрасной оптимистической ноте, у Сергея Таманцева все складывается как нельзя лучше и на футбольном поле, и в институте, и в общественной и, конечно же, в личной жизни.
А на последних секундах фильма он еще успевает открыть счет в матче-переигровке красивейшим ударом головой в падении.
Что еще нужно для полного счастья?
Никто и никогда не восстанавливал историю этого героического события в осажденном городе на Неве с такой уникальной достоверностью, как это сделано в фильме «Удар! Еще Удар!». И пусть это, в некотором виде, художественный образ в художественном фильме – смотреть на этот фрагмент кинокартины без сострадания и гордости за подвиг блокадников-ленинградцев (в том числе и на футбольном поле) совершенно невозможно. Подчеркнем, что и в этом историческом эпизоде фильма весьма важна роль работы спортивного комментатора:
Спокойный и уверенный голос, блистательные паузы и профессиональная оценка каждого эпизода делают в какой-то момент именно комментатора Набутова фактически главным героем фильма:
В фильме «Удар! Еще Удар!» мы также имеем уникальную возможность увидеть самого Виктора Набутова на комментаторской позиции:
Также, в ключевой момент матча, появляется еще один «спортивный комментатор». Один из главных героев фильма Кеша Федорин, однополчанин главного тренера Таманцева, во время войны лишился зрения, а на трибуне во время дождя его портативный радиоприемник выходит из строя. Мальчишка с соседнего ряда блестяще справляется со своей задачей:
Практически ни один советский фильм о спорте не обходится без хорошей песни. «Удар! Еще Удар!» не становится исключением. Поет легендарный Эдуард Хиль:
В фильме звучит и еще одна, «философская» футбольная песня (авторы те же):
Также нельзя не отметить небольшую роль таксиста-болельщика в исполнении замечательного артиста Алексея Смирнова («Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «В бой идут одни старики»).
А юный Таманцев в исполнении Смирнитского успевает буквально все: влюбить в себя самую симпатичную девушку института, там же вместе с коллегами сделать милое научно-прикладное открытие, самозабвенно работать на тренировках, нежно любить папу-тренера, дружелюбно общаться с болельщиками и ставить на место зарвавшихся партнеров по команде:
Но самое главное, конечно, не это: именно Таманцев забивает самые важные мячи в самых важных матчах:
Поэтому не случайно в фильме игроки «Зари» фактически одеты в красную форму сборной СССР, а их соперники из «Рифов» в черно-белые цвета немецкой команды.
Прекрасно передана и сама атмосфера вокруг матча: заполненные до отказа трибуны главного стадиона Ленинграда, тренерские движения на скамейках запасных, переживающие (каждый по-своему) за ход матча преданные ленинградские болельщики и даже небольшой десант весьма пожилых уже фанатов из-за рубежа: