ГОД ВЫПУСКА: 1975 КИНОСТУДИЯ: «ЛЕНФИЛЬМ» РЕЖИССЕР: Виктор Садовский КОМПОЗИТОР: Владлен ЧистяковГЛАВНАЯ РОЛЬ: Анатолий Папанов
В самом начале работы над фильмом «Одиннадцать надежд» (рабочее название – «Решающий момент») режиссер Садовский замыслил его, как некое продолжение фильма «Удар! Еще удар!». Поэтому здесь должен был появиться тот же тренер ленинградской «Зари» Таманцев и тот же игрок Таманцев, уже опытнейший капитан сборной СССР – его сын. Но запуск фильма затягивался, появлялись новые «вводные» и идея с «продолжением» фактически умножилась на ноль. Появился и новый автор сценария - Валентин Ежов. Опытнейший автор, хорошо известный по таким шедеврам советского кинематографа, как «Баллада о солдате», «Тридцать три», «Белое солнце пустыни».
В итоге сюжет получился следующим: Начало 70-х. Советский футбол, сборная СССР вновь в непростой ситуации. Необходимо решить вопрос с выходом команды в финальную часть чемпионата мира. Федерация футбола СССР решает позвать на пост старшего тренера главной команды страны опытнейшего специалиста - Василия Васильевича Воронцова. Воронцов, наученный прошлым горьким опытом, ставит ряд условий перед руководством федерации и соглашается, после чего немедленно приступает к комплектованию состава на решающие отборочные матчи. Он вводит в команду, как опытного мастера-ветерана защитника Лавренева, так и молодого перспективного парня – Косичкина. Ездит по регионам и обращает внимание на талантливого нападающего Бабочкина, выступающего в первой лиге союзного чемпионата. А ведь у каждого игрока сборной своя, непростая и насыщенная жизнь. Полузащитник Александр Соколовский переживает из-за «ультиматума» жены – «или я – или футбол!». Воронцов встречается с супругой Александра и оставляет важного игрока в сборной.Еще один опытный защитник – травмированный ленинградец Сергей Романцев (но не Таманцев, как в первом варианте сценария!) долго восстанавливается после тяжелой операции. Его перевозят в Москву, и он… влюбляется в своего врача Ирину. Больницу навещает Воронцов, после чего Ирина Лозовская незамедлительно становится официальным врачом сборной СССР!Основной вратарь сборной Виктор Пархоменко, накануне важных товарищеских матчей, отпрашивается у Воронцова, чтобы повидать родной дом. Ну а как же без теплой встречи дорогого сына?! Перед соблазнами и застольями устоять невозможно, нарушается тот самый «спортивный режим».Виктор после этого неважно играет в товарищеском матче, пропускает очень досадные мячи, и Воронцов решает отчислить его из команды. Но! Затем происходит трогательный разговор «по душам» и Пархоменко остается в сборной, правда …. в ранге запасного.Главные матчи наша сборная должна провести со сборной Испании. В этой стране режим Франко уже слабеет, но испанцы - все еще весьма принципиальный соперник (в начале 60-х за поражение в финале (!!!) чемпионата Европы от Испании Константина Бескова сняли с поста старшего тренера сборной Советского Союза).У себя дома советские футболисты одерживают важную победу и в Испании их, как нетрудно догадаться, устраивает даже очень боевая ничья.Но тренерский штаб сборной, подкрепленный великим спортивным комментатором Николаем Озеровым, проводит ночь перед решающим матчем в Мадриде в нелегких, стратегических раздумьях.Сам матч, разумеется, проходит в острой, драматичной борьбе, под неумолкающий рев испанских трибун и искрометный комментаторский голос легендарного Озерова.По ходу матча испанцы регулярно выходят вперед и ведут в счете, но советские футболисты раз за разом догоняют. В концовке хозяева поля ведут 3:2, а ленинградец Романцев получает тяжелую травму правой руки. Врач Лозовская у кромки поля накладывает ему шину и хочет увести в раздевалку, запрещая возвращаться на поле.Но Романцев, превозмогая боль, буквально вырывается на поле, получает мяч, делает сумасшедший забег по правому флангу, и в итоге футболисты сборной СССР забивают красивый мяч буквально на последних секундах – 3:3! Таким образом, наши герои, одиннадцать надежд и тренер – добиваются поставленной цели!
На главную роль было немало претендентов. Фаворитом считался знаменитый тогда артист Андрей Попов, который весьма убедительно провел кинопробы. Но выбор все-таки пал на блистательного Анатолия Папанова, который планировал сыграть главного тренера еще в фильме «Удар! Еще Удар!».
Начало вступительной песни:
Фильм всей красе показывает нелегкую работу по формированию нового состава сборной СССР, тактические занятия, тренировочный процесс и сложные отношения с руководителем федерации футбола (ну а как без напряженности и драматизма?!)
Его голосом начинается и заканчивается фильм. Сначала он появляется на рыбалке:
Затем в гостиничном номере главного тренера, где происходит их бессмертный диалог:
И, конечно, на своем главном, привычном месте – комментаторской позиции, чтобы искрометно провести свой очередной прямой репортаж о важнейшем матче, когда вся страна прильнула к экранам телевизоров.
Для кинозрителей той эпохи совершенно очевидно и естественно, что там, где важный матч, важная трансляция –обязательно будет голос Озерова. И только его!
Именно в этом фильме режиссер Садовский впервые использует сразу несколько передовых (разумеется, для своего времени) технологий для наиболее эффективного показа футбольного матча. Во-первых, впервые «крупные планы игры» снимались на крытом манеже с синтетическим покрытием (спартаковский манеж в Сокольниках в Москве). Они длятся, как правило, несколько секунд, в монтаже постоянный переход от одного плана к другому, но режиссеру они, видимо, были очень нужны:
Во-вторых, «общие крупные планы» снимались на Зимнем стадионе Ленинграда:
Там же снималась и сцена с болельщиками с большой «массовкой», где охранников стадиона играют начинающие советские каскадеры:
В-третьих, на «очень общих планах» задействованы фрагменты матчей из европейских чемпионатов (прежде всего, испанского - с телевизионными правами тогда особенно не церемонились), подходящих по «картинке» под режиссерскую задачу.
Таким образом, слепленная «из того, что было» футбольная картинка местами смотрится откровенно удивительно, но, в то же время – весьма убедительно.
Помимо популярнейшего в те годы Анатолия Папанова, в фильме снялась целая россыпь звезд советского кино.Игроки сборной СССР – Евгений Леонов-Гладышев (первая серия фильма «Место встречи изменить нельзя»), исполняющий роль Косичкина, Борис Щербаков – нападающего из периферии (сыгравшего после этого дебюта еще несколько футбольных ролей), Александр Голобородько - ветерана Лавренева, Юрий Демич - героического Романцева.Но также нельзя не отметить таких звезд советского кино, как Павел Кадочников и Александр Демьяненко, Рину Зеленую (иностранная болельщица) и Всеволода Сафонова (второго тренера сборной), Николая Трофимова (болельщика в купе поезда) и Михаила Водяного , (легендарный Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке»).И, конечно же, Армен Джигарханян бесподобно играет старшего тренера испанской сборной.
Фильм «Одиннадцать надежд» дарит кинозрителям множество интересных загадок, а также всевозможных логических «нестыковок», что, как ни странно, делает фильм еще более увлекательным для просмотра.Так, в Мадриде неожиданно показывают улицы… Севильи, вратари зачастую играют в спортивных куртках без номеров (!) и без перчаток, старшего тренера сборной не узнают ни заядлый болельщик в купе поезда, ни зрители на трибунах стадиона, ни на главных московских улицах.А после победы сборной ее старший тренер возвращается из Испании домой… в купе советского поезда.Но, пожалуй, главная загадка кинокартины - прототипом какого именно тренера является Василий Васильевич Воронцов? Выдвигалось немало гипотез, ломалось немало копий. Что называется «по очкам» победила версия, что речь идет о Константине Ивановиче Бескове. Последним аргументом в пользу этого варианта стало то, что жену тренера в фильме сыграла… настоящая супруга Константина Бескова – Валерия Бескова!