Романцев, Бескова, Джигарханян, Демьяненко и десятки загадок!

ФИЛЬМ «Одиннадцать надежд»

ГОД ВЫПУСКА: 1975
КИНОСТУДИЯ: «ЛЕНФИЛЬМ»
РЕЖИССЕР: Виктор Садовский
КОМПОЗИТОР: Владлен Чистяков
ГЛАВНАЯ РОЛЬ: Анатолий Папанов

СЮЖЕТ:

В самом начале работы над фильмом «Одиннадцать надежд» (рабочее название – «Решающий момент») режиссер Садовский замыслил его, как некое продолжение фильма «Удар! Еще удар!». Поэтому здесь должен был появиться тот же тренер ленинградской «Зари» Таманцев и тот же игрок Таманцев, уже опытнейший капитан сборной СССР – его сын.
Но запуск фильма затягивался, появлялись новые «вводные» и идея с «продолжением» фактически умножилась на ноль.
Появился и новый автор сценария - Валентин Ежов. Опытнейший автор, хорошо известный по таким шедеврам советского кинематографа, как «Баллада о солдате», «Тридцать три», «Белое солнце пустыни».

В итоге сюжет получился следующим:
Начало 70-х. Советский футбол, сборная СССР вновь в непростой ситуации. Необходимо решить вопрос с выходом команды в финальную часть чемпионата мира. Федерация футбола СССР решает позвать на пост старшего тренера главной команды страны опытнейшего специалиста - Василия Васильевича Воронцова. Воронцов, наученный прошлым горьким опытом, ставит ряд условий перед руководством федерации и соглашается, после чего немедленно приступает к комплектованию состава на решающие отборочные матчи.
Он вводит в команду, как опытного мастера-ветерана защитника Лавренева, так и молодого перспективного парня – Косичкина. Ездит по регионам и обращает внимание на талантливого нападающего Бабочкина, выступающего в первой лиге союзного чемпионата.
А ведь у каждого игрока сборной своя, непростая и насыщенная жизнь. Полузащитник Александр Соколовский переживает из-за «ультиматума» жены – «или я – или футбол!». Воронцов встречается с супругой Александра и оставляет важного игрока в сборной.
Еще один опытный защитник – травмированный ленинградец Сергей Романцев (но не Таманцев, как в первом варианте сценария!) долго восстанавливается после тяжелой операции. Его перевозят в Москву, и он… влюбляется в своего врача Ирину. Больницу навещает Воронцов, после чего Ирина Лозовская незамедлительно становится официальным врачом сборной СССР!
Основной вратарь сборной Виктор Пархоменко, накануне важных товарищеских матчей, отпрашивается у Воронцова, чтобы повидать родной дом. Ну а как же без теплой встречи дорогого сына?! Перед соблазнами и застольями устоять невозможно, нарушается тот самый «спортивный режим».
Виктор после этого неважно играет в товарищеском матче, пропускает очень досадные мячи, и Воронцов решает отчислить его из команды. Но! Затем происходит трогательный разговор «по душам» и Пархоменко остается в сборной, правда …. в ранге запасного.
Главные матчи наша сборная должна провести со сборной Испании. В этой стране режим Франко уже слабеет, но испанцы - все еще весьма принципиальный соперник (в начале 60-х за поражение в финале (!!!) чемпионата Европы от Испании Константина Бескова сняли с поста старшего тренера сборной Советского Союза).
У себя дома советские футболисты одерживают важную победу и в Испании их, как нетрудно догадаться, устраивает даже очень боевая ничья.
Но тренерский штаб сборной, подкрепленный великим спортивным комментатором Николаем Озеровым, проводит ночь перед решающим матчем в Мадриде в нелегких, стратегических раздумьях.
Сам матч, разумеется, проходит в острой, драматичной борьбе, под неумолкающий рев испанских трибун и искрометный комментаторский голос легендарного Озерова.
По ходу матча испанцы регулярно выходят вперед и ведут в счете, но советские футболисты раз за разом догоняют. В концовке хозяева поля ведут 3:2, а ленинградец Романцев получает тяжелую травму правой руки. Врач Лозовская у кромки поля накладывает ему шину и хочет увести в раздевалку, запрещая возвращаться на поле.
Но Романцев, превозмогая боль, буквально вырывается на поле, получает мяч, делает сумасшедший забег по правому флангу, и в итоге футболисты сборной СССР забивают красивый мяч буквально на последних секундах – 3:3! Таким образом, наши герои, одиннадцать надежд и тренер – добиваются поставленной цели!

ПЯТЬ ПРИЧИН ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ «Одиннадцать надежд»:

Впервые в советском художественном фильме о Футболе идет рассказ не об отдельном игроке или клубе, но о сборной Советского Союза и ее старшем тренере.

На главную роль было немало претендентов. Фаворитом считался знаменитый тогда артист Андрей Попов, который весьма убедительно провел кинопробы. Но выбор все-таки пал на блистательного Анатолия Папанова, который планировал сыграть главного тренера еще в фильме «Удар! Еще Удар!».

Начало вступительной песни:


Фильм всей красе показывает нелегкую работу по формированию нового состава сборной СССР, тактические занятия, тренировочный процесс и сложные отношения с руководителем федерации футбола (ну а как без напряженности и драматизма?!)


Спортивный комментатор Николай Озеров играет в фильме самого себя и делает это великолепно.

Его голосом начинается и заканчивается фильм. Сначала он появляется на рыбалке:

Николай Озеров - камео


Затем в гостиничном номере главного тренера, где происходит их бессмертный диалог:

" А я вместо тебя брехать буду!"


И, конечно, на своем главном, привычном месте – комментаторской позиции, чтобы искрометно провести свой очередной прямой репортаж о важнейшем матче, когда вся страна прильнула к экранам телевизоров.

Озеров на комментаторской позиции


Для кинозрителей той эпохи совершенно очевидно и естественно, что там, где важный матч, важная трансляция –обязательно будет голос Озерова. И только его!

Обязательно будет голос Озерова. И только его!


Футбольный матч показан по уникальной технологии

Именно в этом фильме режиссер Садовский впервые использует сразу несколько передовых (разумеется, для своего времени) технологий для наиболее эффективного показа футбольного матча. Во-первых, впервые «крупные планы игры» снимались на крытом манеже с синтетическим покрытием (спартаковский манеж в Сокольниках в Москве). Они длятся, как правило, несколько секунд, в монтаже постоянный переход от одного плана к другому, но режиссеру они, видимо, были очень нужны:

Постоянный переход от одного плана к другому


Во-вторых, «общие крупные планы» снимались на Зимнем стадионе Ленинграда:

Зимний стадион Ленинграда


Там же снималась и сцена с болельщиками с большой «массовкой», где охранников стадиона играют начинающие советские каскадеры:

«Массовка» и каскадеры


В-третьих, на «очень общих планах» задействованы фрагменты матчей из европейских чемпионатов (прежде всего, испанского - с телевизионными правами тогда особенно не церемонились), подходящих по «картинке» под режиссерскую задачу.

Фрагменты матчей из европейских чемпионатов


Таким образом, слепленная «из того, что было» футбольная картинка местами смотрится откровенно удивительно, но, в то же время – весьма убедительно.

Александр Демьяненко

Армен Джигарханян

Рина Зеленая

Потрясающий актерский состав, даже в эпизодических ролях.

Помимо популярнейшего в те годы Анатолия Папанова, в фильме снялась целая россыпь звезд советского кино.
Игроки сборной СССР – Евгений Леонов-Гладышев (первая серия фильма «Место встречи изменить нельзя»), исполняющий роль Косичкина, Борис Щербаков – нападающего из периферии (сыгравшего после этого дебюта еще несколько футбольных ролей), Александр Голобородько - ветерана Лавренева, Юрий Демич - героического Романцева.
Но также нельзя не отметить таких звезд советского кино, как Павел Кадочников и Александр Демьяненко, Рину Зеленую (иностранная болельщица) и Всеволода Сафонова (второго тренера сборной), Николая Трофимова (болельщика в купе поезда) и Михаила Водяного , (легендарный Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке»).
И, конечно же, Армен Джигарханян бесподобно играет старшего тренера испанской сборной.

Два тренера сборных.


Многочисленные «загадки» фильма

Фильм «Одиннадцать надежд» дарит кинозрителям множество интересных загадок, а также всевозможных логических «нестыковок», что, как ни странно, делает фильм еще более увлекательным для просмотра.
Так, в Мадриде неожиданно показывают улицы… Севильи, вратари зачастую играют в спортивных куртках без номеров (!) и без перчаток, старшего тренера сборной не узнают ни заядлый болельщик в купе поезда, ни зрители на трибунах стадиона, ни на главных московских улицах.
А после победы сборной ее старший тренер возвращается из Испании домой… в купе советского поезда.
Но, пожалуй, главная загадка кинокартины - прототипом какого именно тренера является Василий Васильевич Воронцов? Выдвигалось немало гипотез, ломалось немало копий. Что называется «по очкам» победила версия, что речь идет о Константине Ивановиче Бескове. Последним аргументом в пользу этого варианта стало то, что жену тренера в фильме сыграла… настоящая супруга Константина Бескова – Валерия Бескова!

Валерия Бескова



ФИЛЬМ «Одиннадцать надежд»